Тема урока: ТЕКСТ И ЕГО ОСНОВНЫЕ
ПРИЗНАКИ. КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ
(урок речевой деятельности в 6 классе)
Цель урока: совершенствовать умения опознавать и характеризовать
признаки текста, выделять в тексте зачин, основную часть и концовку; находить
средства связи предложений в тексте.
Оборудование: раздаточный материал, учебник.
Прежде, чем начать писать,
я задаю себе три вопроса:
что хочу
написать,
как написать и
для чего написать.
М.Горький
Ход урока
1.
Актуализация опорных знаний.
Прочитав тему урока, скажите, какие цели
стоят сегодня перед нами на этом уроке?
1. Прочитайте
две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу. Маленькая льдина быстро плыла по реке. Далеко видны во
ржи голубые и синие цветы васильков. Чистым белым снегом покрылась земля.
2. ТРОПИНКА
Через поляны, через душистый
сосновый бор вьётся лесная тропинка.
Весной,
летом и осенью мы ходим гулять по этой любимой тропинке. Гуляя по лесу мы
слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой
деревья и меняются времена года.
Много чудес раскрыла перед нами любимая
тропинка.
Какая из записей является текстом?
Какие
признаки текста вы знаете? (наличие
темы и основной мысли, возможность заголовка, смысловая связь между
предложениями, использование языковых средств).
Докажите, что
вторая запись – текст.
1.
У текста есть
заглавие.
2.
В заглавии
указывается тема или основная мысль. Здесь тема – лесная тропинка.
3.
В тексте
всегда есть начало. (О чём
говорится в первом предложении?)
4.
На
сколько частей можно разделить этот
текст? (Здесь три части: начало, основная часть и конец текста.)
5.
Все части
текста связаны между собой. Как именно? (По смыслу и структурно, то есть
по строению.) В «Тропинке» предложения связаны цепным способом.
6.
Для текста
характерна композиционная завершённость: конец текста как бы перекликается с
заглавием или его началом.
Миниатюра заканчивается словами «любимая тропинка».
Эти слова возвращают нас к заглавию и началу её. То есть произведение получает
композиционную завершённость.
Сделаем
вывод:
текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и
грамматически, есть заглавие, делимость на части, связность, завершённость.
2. Из данных предложений составьте текст,
озаглавьте его и запишите.
1. Они то косо летели по ветру, то отвесно
ложились в сырую траву. 2. Листья падали дни и ночи. 3. Начался листопад. 4.
Этот дождь шёл неделями. 5. Леса моросили дождём облетевшей листвы. (3, 2, 1,
5, 4.)
Какова
тема данного текста?
Есть
ли здесь предложение, выражающее основную мысль?
П. Работа над темой урока.
1. Что значит
писать и говорить на тему?
2. Сделаем
вывод:
Каждый текст создаётся
на определённую тему. Тема текста – это
то, о чём в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его
заглавии.
Развивайте умение писать и говорить на тему. Готовясь к устному или письменному высказыванию,
вдумайтесь в его тему.
Каждое слово в
названии темы имеет значение. Например, темы: «Осень», «Первый листопад», «Осень
в лесу», «Встреча с осенью» - близкие, но разные.
Высказывание нужно строить так, чтобы каждое
предложение в нём помогало раскрытию данной конкретной темы.
3. Вы знаете,
ребята, что в тексте предложения связаны не только темой, но и определённой
идеей, основной мыслью.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает,
чему учит, ради чего он написан. Основная
мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще
всего её нужно «найти» и сформулировать.
4. Прочитайте и запишите высказывание М.Горького.
Прежде, чем начать
писать, я задаю себе три вопроса: что
хочу написать, как написать и для чего написать.
Какой вопрос
из этого высказывания помогает вам определить тему будущего сочинения, какой –
основную мысль?
1. Яркие краски осени.
2. Осень всегда прекрасна.
3. Мы в осенний лес идём!
4. Какое чудо – осень!
5. Осенние листья.
6.
Для развития
мысли используются разные способы
перечисление деталей, приведение примера, указание на причину,
постановка вопроса и ответ на него.
7.
Вы знаете,
что в тексте предложения могут быть связаны по смыслу и грамматически, то есть
с помощью языковых средств (повторы слов, синонимы, местоимения, союзы). Упр. 35.
В тексте предложения могут быть связаны
последовательно, как по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым и т.д.
Такая связь называется цепной. Схематически она выглядит так: (СХЕМА цепной связи)
Составьте такие предложения, чтобы
получился текст на тему «В лесу». Вместо пропусков вставьте местоимения и наречие. (Одни учащиеся работают по учебнику упр. 36, другие с дидактическим
материалом).
Я
выхожу на поляну. За ней - густой
старый ельник. Все деревья там обвешаны
шишками. Их так много, что ветви склонились до земли.
Как связаны предложения в тексте? (с помощью местоимений и наречия).
Составьте схему связи предложений в
тексте.
Как называется такой способ связи
предложений? (цепной).
1. Слово учителя. Предложения
в тексте могут связываться без сцепляющих слов. При этом все предложения, начиная
со второго, и по смыслу, и грамматически связаны с первым. Они как бы
развёртывают, конкретизируют его смысл.
Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении.
Такая связь предложений в тексте называется
параллельная.
(СХЕМА параллельной связи)
Найдите
предложение, которое должно быть первым в данном тексте.
Составьте схему связи предложений.
1.
Ёлки густо
зеленели. 2. В берёзках светились светло-золотые искорки. 3. В лесу было
нарядно и тихо. 4. А осинки стояли
румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листочками. (3, 1, 2, 4).
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Сочинение-миниатюра
на тему « Осень и школа»
1. Быстро заканчивается лето.
2.
Когда я вспоминаю
школу, почему-то сразу вижу осенние листья, школьную линейку и ...слышу звонок.
3.
Кто сказал, что осень – это
грустная пора?
КОНЦОВКА.
1.
Осень и школа –
понятия неразделимые.
Подведение
итогов урока.
1.
Какие проблемы, связанные с текстом мы сегодня
рассмотрели?
2.
Что значит говорить и писать на тему?
3.
Что такое основная мысль текста?
4.
Из каких частей состоит любое высказывание?
5.
Какие существуют способы развития мысли?
6.
Как называется последовательная связь предложений?
7.
О какой ещё связи предложений в тексте вы сегодня
узнали
8.
Какие вопросы вы хотели бы задать мне по теме нашего
урока?
Домашнее задание. Упр. 37 (устное изложение по плану)
Комментариев нет:
Отправить комментарий