УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ на основе
пословиц
Задание:
прочитайте текст и выполните встречающиеся по ходу
чтения инструкции.
В художественном произведении встречается
такое изобразительное средство, как аллегория.
Можно ли считать изобразительное
средство языка своеобразной «краской», благодаря которой создаётся «картина» -
рассказ, повесть, сказка, стихотворение, пословица, загадка?
С каким
изобразительным средством – «краской» художественного произведения – мы уже
познакомились на предыдущих уроках?
Например: Ложка дёгтя испортит бочку мёда. Здесь четыре существительных:
ложка, дёгтя, бочка, мёда.
Попробуйте предположить, с какой
целью мы обращаем внимание на эти слова?
Оказывается, их можно понять в прямом
смысле: если в бочку мёда попадёт ложка дёгтя, мёд будет испорчен. Но на самом
деле речь идёт не о дёгте и не о мёде.
Мысль этой пословицы можно выразить так:
плохое, даже если оно кажется маленьким и незначительным, может испортить
большое хорошее дело.
Посчитайте, сколько слов в
получившейся фразе и её содержание сравните с пословицей.
Получается, что всего в пяти словах пословицы
заключена глубокая мысль! Мы её как бы развернули, но при этом слов стало
больше, а яркость, красота пословицы поблекла, потому что мысль выражена
обыкновенным языком.
Значит,
самое главное – в краткости
высказывания. Но дело не только в этом. Пословица изображает картину: мы
представляем себе бочку мёда и маленькую ложку дёгтя. Воображаем, что
получится, если влить эту ложку дёгтя в бочку.
Мысль как бы оживает. А кроме того, мысль пословицы глубже, в ней можно
увидеть и другой смысл.
Как вы думаете, какой?
Ведь
дёготь сам по себе не плох, только в бочке мёда он не нужен. Значит, пословица
говорит ещё и о том, что нельзя смешивать несовместимые вещи, испортится и то и
другое.
И все эти мысли переданы с помощью иносказания – аллегории. Изображается
отдельный случай, а выраженная при этом мысль может быть отнесена ко многим явлениям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий