суббота, 8 февраля 2014 г.

АНАЛИЗ ТЕКСТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №4




Текст (Отрывок из статьи А.И. Солженицына «Жить не по лжи!»)
1) Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно.
2) Через робость нашу пусть каждый выберет: остается ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих и современников.
3) Даже этот путь – самый умеренный изо всех путей сопротивления – для засидевшихся нас будет нелегок.
4) Но насколько же легче самосожжения или даже голодовки: пламя не охватит твоего туловища, глаза не лопнут от жара, и черный-то хлеб с чистой водою всегда найдется для твоей семьи.
5) Это будет нелегкий путь? – но самый легкий из возможных.
6) Нелегкий выбор для тела, - но единственный для души.
7) Нелегкий путь, - однако есть же у нас люди, даже десятки их, кто годами выдерживает все эти пункты, живет по правде.
8) Итак: не первыми вступить на этот путь, а – присоединиться!
9) Тем легче и тем короче окажется всем нам этот путь, чем дружнее, чем гуще мы на него вступим!
10) Будут нас тысячи – и не управятся ни с кем ничего поделать.
11) Станут нас десятки тысяч – и мы не узнаем нашей страны!
- Какова цель текста? (Передача общественно-значимой информации с одновременным убеждением читателя, побуждением к определенным действиям.)
- Сфера употребления? (В официальной обстановке, выступления в газете.)
- Жанр? (Статья в газете.)
- Стилевые черты? (Логичность, эмоциональность, призывность.)
- Языковые средства? (Морально-этическая лексика: ложь, робость, правда, уважение, воспитание, семья; тропы: метафоры – слуга лжи, отряхнуться честным человеком, пламя не охватит, глаза не лопнут, выбор для тела; сравнение: путь легче самосожжения или даже голодовки; стилистические фигуры: антитеза 2, 5, 6, 7, 8; синтаксический параллелизм 10, 11; анафора 6, 7; риторический вопрос 5; лексический повтор: путь, нелегкий; вводное предложение 2, сложные синтаксические конструкции).

Комментариев нет:

Отправить комментарий