воскресенье, 17 марта 2013 г.

РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА




Пустословие
      Пустословие не всегда есть следствие беспомощности, неумения коротко и ясно выразить свою мысль. Чаще пустословие порождено двумя причинами. Бывает, что ученику нечего сказать, и он мучительно пытается «растянуть» объём сочинения. Тогда появляются такие перлы: Словами: «Русь! Чего же ты хочешь от меня?» Гоголь пытается спросить, чего же от него на Руси хотят. А иногда ученик хочет выразиться красиво, а получается вычурно и нелепо: Этот идеал разбился о мостовую действительности, как выпущенная из окна прекрасная ваза, которая, казалось, не может не подняться вверх.
Примеры характерных ошибок
1.     В трагедии «Ромео и Джульетта» есть много сцен и много всего. Даже если убрать последние три слова, то непонятно, зачем сказано всё остальное.
2.     Вася был очень несчастным, так как остался без материнского тепла и без материнской опоры. Придаточное предложение следует сократить.
3.     В повести Пушкина «Капитанская дочка» встречается такой человек, который является главным героем повести. Автор сочинения обнаруживает полную беспомощность и нежелание подумать. Вариант правки: Заглавие повести Пушкина «Капитанская дочка» относится к главной героине.
Задания для самостоятельной работы.
1.     Каждый автор какого-либо произведения пытается выделить в своём герое какие-то качества и особенности, которые должны присутствовать в каждом человеке.
2.     Тарас был готов даже убить своего сына за предательство, потому что он считал, что в бою даже можно убить родного сына, потому что он предал родную землю.
3.     Автор не зря написал это произведение.
4.     Каждый автор в своих произведениях хочет рассказать о своём представлении о какой-либо проблеме, раскрыть её, дать ей оценку.
5.     Гринёв помнил слова своего отца, что надо беречь честь смолоду, и не изменял этому принципу – береги честь смолоду.
6.     Он поборол свой страх, который у него был.
Многословие
   Многословие – это введение в текст ничего не значащих слов, устранение которых усиливает действенность текста.
Примеры характерных ошибок
1.     В тот момент на душе Ивана Васильевича было состояние спокойствия. Вариант правки: В тот момент на душе Ивана Васильевича было спокойно.
2.     Деревья стоят и тянутся к солнцу ветвями. Лишнее слово стоят.
3.     И всё-таки, если поразмышлять, я думаю, что стихотворение говорит о ностальгии. Лишнее придаточное предложение если поразмышлять.
4.     Тургенев в своём романе сумел найти и показать новый тип человека. Во-первых,                 лишнее слово своём. Во-вторых, странно утверждать, что автор в своём романе искал тип. В-третьих, слово сумел придаёт смыслу всей фразы оттенок покровительственности автора сочинения по отношению к Тургеневу.
5.     В рассказе существуют как бы две системы координат. Сорные слова как бы.
Задания для самостоятельной работы
1.     Каждое событие пьесы несёт в себе свои мысли.
2.     Не отправившись в полк, Гринёв остался бы недорослем, хватавшимся за женские юбки матери.
3.     Он любил уединяться, чтобы побыть наедине с собой.
4.     У него был как бы озлобленный ум.
5.     Ребёнку полностью предоставлено право выбора.
6.     Для меня музыка играет большую роль в моей жизни.
7.     Смысл названия повести весьма очевиден.
Плеоназм и тавтология
   Плеоназм  - оборот речи, содержащий однозначные и, тем самым, лишние слова.
Тавтология - повторение сказанного близкими по смыслу словами, часто однокоренными.
Объектом стилистической правки  должно быть употребление плеоназма,






Комментариев нет:

Отправить комментарий