четверг, 7 марта 2013 г.

УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ



ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО ПОВЕСТИ А.С.Пушкина «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ – ГРУППОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ГЕРОЕВ

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ – ГРУППОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ГЕРОЕВ
Цель урока: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову.
Темы сочинений:
  1. Становление личности Петра Гринёва.
  2. «Береги честь смолоду». Гринёв и Швабрин.
  3. Образ Маши Мироновой.

Ход урока
Актуализация опорных знаний.
       Давайте вспомним этапы работы над сочинением.
  1. Обдумывание темы сочинения.
  2. Определение основной идеи сочинения.
  3. Определение жанра сочинения.
  4. Подбор материала (цитат, высказываний и т.д.)
  5. Составление плана сочинения.
  6. Обдумывание вступления к основной части.
  7. Составление подробного плана основной части.
  8. Анализ заключения.

Результаты анализа выбранной темы сочинения.
        Я выбрала первую тему, так как на меня большое впечатление произвел образ Гринёва, молодого офицера, раскрывающегося в истории его жизни и поступках.
       Я остановился на второй теме. Я еще не решил,  как начну, но обязательно скажу о зависимости жизни людей от хода истории...
      А мне больше нравится третья тема: главное в ней именно мое отношение к этой  героине, и мне хотелось бы написать сочинение в жанре письма, адресатом которого будет Маша Миронова, потому что она мужественный человек, несмотря на свою застенчивость и скромность.    
Формулировка идеи сочинения.
      Образ Гринёва довольно сложный. Здесь много событий и мало размышлений. Главные уроки жизни Пётр получает не от Савельича, не от парикмахера Бопре, а от своего отца. Среда, сформировавшая характер героя, несёт в себе и отрицательное, и положительное влияние.
       Противостояние двух мужчин, по-разному относящихся к долгу, чести, любви – вот главная идея сочинения.
     Проблемы, любви и ненависти, трудной судьбы человека, проблема выбора жизненного пути – вот что должно быть отражено в этом сочинении.                                                                                                                                              Обсуждение выбранного материала для обоснования основной идеи сочинения.
       Зачитываем эпиграфы, выписанные из текста цитаты, которые будут использовать для доказательства идеи сочинения. 
Составление плана сочинения.
       План – это каркас сочинения. Без него невозможно выразить свои мысли определенно и логично. Чтение составленных планов и комментирование их.
     
  1. Вступление. В нем я буду обращаться к героине со словами приветствия, поскольку свое сочинение пишу в эпистолярном жанре.
  2. Основная часть. Я назову ее так: «Мои рассуждения о любви, описанной в повести»:
·         всепоглощающая любовь скромной  и самоотверженной девушки;
·         нравственная чистота любви Маши;
·         отношение Маши к Гринёву и Швабрину.
  1. Заключение. Любовь – всегда испытание.

Свое сочинение я буду писать по такому плану:
1.Вступление. Общее у двух молодых офицеров.
2.Основная часть. Гринёв и Швабрин -  две противоположности:
·         историческое  время и жизнь героев в период «грозных волнений»;
·         долг и честь в понимании Гринёва и Швабрина;
·         отношение героев к любовному чувству;
      3.Заключение. Сохранить жизнь или сохранить честь? Моё отношение к этой проблеме...

Выбор вступления.  Вступление – первый пункт плана сочинения. С него начинается текст. Начало его должно быть ярким, эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению.
Ученики перечисляют и характеризуют виды вступлений.
1.      Историческое вступление (характеризуется эпоха, в которой создавалось произведение, или  описывается история его создания.)
2.      Аналитическое вступление (анализируется, объясняется значение слова из названия сочинения или из произведения).
3. Биографическое вступление (важные сведения из биографии писателя).                                                                                                                                       4.   Сравнительное вступление (сопоставляется подход разных писателей к раскрытию  одной и той же темы).
5. Лирическое вступление (на жизненном или литературном материале).
Читаем свои вступления и определяем их вид.
           Повесть А.С.Пушкина рассказывает  о сложном времени в жизни России, принёсшем  большие потрясения. На фоне восстания Пугачёва разворачивается история жизни героев. Это вступление историческое.
         Здравствуйте, Маша! Пишет Вам человек, до глубины души тронутый Вашей судьбой. Хочу выразить свое восхищение Вашей стойкостью и терпением, Вашим мужеством и гордостью. Это вступление лирическое.
При обсуждении учащиеся выявляют достоинства и недостатки прочитанных вступлений.

Обдумывание вариантов заключения.
      Ученики отвечают на вопрос о том, о чем необходимо писать в конце сочинения, и читают свои варианты заключения. 
  1. В заключении можно написать о потрясающем мастерстве изображения героев, каждого с неповторимой судьбой и своеобразным характером.
  2. В конце сочинения «Береги честь смолоду» необходимо сказать  о том, какую цель преследует писатель, изображая двух героев в похожих ситуациях.
  3. В третьей теме заключение должно состоять из вывода о том, почему повесть называется «Капитанская дочка».
Доработка сочинения.
После обсуждения этапов работы над сочинением дорабатываем план сочинения, более тщательно подбираем материал к сочинению, выбираем точные, ёмкие, нестёртые слова для точности и выразительности речи и т.д.
Чтение и обсуждение сочинения-образца.
Читаем   написанное сочинение как образец.
Обсуждаем услышанное сочинение: определяем жанр сочинения; выделяем вступление, основную часть, заключение; сформулированную основную мысль сочинения; как полно и логично она обоснована в сочинении; проанализируем, насколько удачен подбор материала (цитат, высказываний и пр.)

Домашнее задание: написать сочинение на одну из предложенных тем.




Уездный город и его правители в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Схема плана
1.      Вступление. (Историческое, лирическое, аналитическое, биографическое, сравнительное)
2.      Описание уездного города.
3.      Характеристика чиновников города N.
o   А
o   Б
o   В
o   Г
o   Д
4.      Мои комментарии.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Уезд округа, группа волостей, тяготевших к городу;
 волостьобласть, подчинённая одной власти.

Характеристика уездного города N.
1.      Что представляет собой город, куда попал Хлестаков? (На въезде в город – огромная лужа; коляске мешают проехать гуси, куры, свиньи. Дома имеют неприглядный вид: обветшалые кровли, покосившиеся заборы, некоторые строения, кажется, засасывает болото).
2.      Трактир – достопримечательность города. (Возле него – полупьяные мужики; бродят куры; где-то слышны крики: кто-то подрался)
3.      Здание городской власти. (Возле него – представители городской власти. Вышедшие чиновники чем-то взволнованы. Группа чиновников напряжённо слушает смотрителя училищ; здесь же вертятся Бобчинский и Добчинский. Чем же они взволнованы?)
Характеристика чиновников уездного города.
  1. Хоть Антон Иванович Сквозник-Дмухановский и говорит, от их города «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», а в словах его чувствуется тревога. (Что он за человек? Что мы о нём знаем?)
  2. «Что-нибудь недаром…» - говорит Аммос Федорович. А после, когда речь пойдёт о том, что и у него грешки, замечает: «Грешки грешкам – рознь…» (Почему и этого человека сковал страх, когда он услышал «пренеприятное известие»?)
  3. Что представляет собой попечитель богоугодных заведений Земляника? (Мы дорогих лекарств не употребляем …)
  4. Что можно сказать о Луке Лукиче, отвечающем за образование юношества? ( Не приведи Бог служить по учёной части! Всего боишься…)
  5. Чего бояться почтмейстеру? («Смерть люблю узнать, что есть нового на свете…»).
  6. Каким было поведение чиновников в присутствии Хлестакова? (Почему они позволили так одурачить себя? Какие качества чиновников раскрываются, когда они остаются один на один с «ревизором»?)
  7. Как можно объяснить слова Гоголя, что в «Ревизоре» он создал «сборный город всей тёмной стороны»?
  8. Каково ваше отношение к чиновникам уездного города N.

Определите жанр сочинения, выберите вступление и заключение, составьте план. Приступайте к написанию сочинения, объём которого должен быть 1,5 – 1,75 страницы. Излагать материал необходимо последовательно, логично, грамотно и выразительно, так, чтобы сразу же стало интересно читать вашу работу. Может быть, стоит начать как-то нестандартно, стремительно и неожиданно. Желаю успеха!!!
      Использованная литература

    ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ – ГРУППОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ГЕРОЕВ
  1. Н.В.Егорова. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ по литературе. Универсальное пособие. 8 класс. М., «ВАКО», 2007
  2. Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ по русской литературе. 11 класс, 1 полугодие. М., «ВАКО», 2004
  3. Т.Н.Трунцева. КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ. Справочный и дидактический материал по русскому языку. 8-11 класс. М., «Грамотей», 2007
  4. В.Н.Мещеряков. ЖАНРЫ ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ. Теория и практика написания. М., изд. «Флинта», изд. «Наука», 2001


Комментариев нет:

Отправить комментарий