Выбор падежа в конструкциях со словами, близкими по значению, но требующими разных падежей
Справка. Следует
различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но
требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о
ком-нибудь, но: тревожиться за кого-нибудь. Ошибка может возникнуть
из-за того, что оба глагола имеют значение «волноваться». Другой пример: уверенность
в чем-либо, но: вера во что-либо. В этом случае ошибка может быть
порождена общим корнем.
идентичный чему-либо
идентичный прежнему
обидеться на что-либо
обиделся на эти слова
обрадоваться чему-либо
обрадоваться возвращению
обращать внимание на что-либо
обращать внимание на недостатки
опираться на что-либо
опираться на помощь
основываться на чем-либо
основываться на эксперименте
отзыв о чем-либо
отзыв о книге
полный (исполненный,
преисполненный) чего-либо полный воды,
потерпеть поражениеот
кого-либо
потерпеть поражение от чемпиона
превосходство над чем-либо
превосходство над старым
предостеречь от чего-либо
предостеречь от опасности
препятствовать чему-либо
препятствовать развитию
различать что и что
различать дело и безделье
рассердиться на что-либо
рассердиться на шутку
уверенность в чем-либо
уверенность в успехе
удивляться чему-либо
удивляться трудолюбию
уплатить за что-либо
уплатить за проезд |
сходный с чем-либо
сходный с прежним
обижен чем-либо
обижен этими словами
обрадован чем-либо
обрадован возвращением
уделять внимание
чему-либо
уделять внимание каждому
базироваться на чем-либо
базироваться на результатах
обосновывать чем-либо
обосновывать экспериментом
рецензия на что-либо
рецензия на книгу
наполненный чем-либо
исполненный доверия
проиграть кому-либо
проиграть чемпиону
преимущество перед чем-либо
преимущество перед старым
предупредить о чем-либо
предупредить об опасности
тормозить что-либо
тормозить развитие
отличать что от чего
отличать плохое от хорошего
рассержен чем-либо
рассержен новостью
вера во что-либо
вера в успех
удивлен чем-либо
удивлен трудолюбием
оплатить что-либо
оплатить проезд |
ТЕСТ №1
I. Выберите правильный вариант написания:
1. а) инцедент, б) инцендент, в)
инцидент, г) инциндент.
2. а) перспектива, б) переспектива,
в) преспектива, г) периспектива.
3. а) компроментировать, б)
компраметировать, в) компрометировать, г) компрометтировать.
4. а) безпрецендентный, б)
беспренцендентный, в) беспрецедентный, г) беспрецендентный.
5. а) претедент, б) претендент, в)
прентендент, г) притендент.
II. Подчеркните ударный гласный (если допустимо более одного варианта, подчеркивайте все допустимые варианты):
поднялся, обеспечение, ходатайство,
осведомиться, соболезнование.
III. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки, подчеркните фрагменты, подлежащие исправлению, и укажите ваш вариант исправления каждой ошибки:
1. Судя из этого разговора,
ответственность за случившееся несет директор.
_______________________________________________________
2. Если бы все неукоснительно
следовали правилам, жить было бы проще.
_______________________________________________________
3. Депутат одел очки и начал читать
проект резолюции.
_______________________________________________________
4. Через несколько времени мы
узнаем, кто победил в этом матче.
_______________________________________________________
5. При необходимости мы будем брать
адекватные меры.
_______________________________________________________
IV. Напишите глаголы, чтобы получились устойчивые выражения:
_______________ приличия,
_____________ услуги, __________ предпочтение, _____________ знаки внимания,
____________ предписания.
(Во всех случаях глагол имеет
значение, близкое к «делать», «реализовать»).
V. Подчеркните в предложениях неправильные конструкции и замените их на нормативные (при наличии нескольких вариантов замены записывайте их через косую черту):
1. Мы с главным инженером обсуждали
о том, что необходимо повысить эффективность производства.
_______________________________________________________
2. Президент попросил доложить все,
что делается в этом направлении.
_______________________________________________________
3. Этот проект занимает большое и
важное значение в нашей работе.
_______________________________________________________
4. Многие утверждают о том, что у
нас не соблюдают права человека.
_______________________________________________________
5. Люди свыклись к тому, что никто
не интересуется их трудностями.
_______________________________________________________
Комментариев нет:
Отправить комментарий